О ненасильственном сопротивлении, голодовках и пути Христа

Posted on Среда, 11 апреля, 2012 at 8:18 пп

Часто думаю о том, как не хватает нашей стране своего Ганди с его принципами ахимсы и ненасильственного сопротивления, с его высокими идеалами, за которые пошли бы нет, не тысячи, а миллионы, не побоюсь этого слова — граждан страны.

В связи с голодовкой в Астрахани стала вновь перечитывать слова Ганди о голодовке, которую он считал  мощным оружием Сатьяграхи, ненасильственного сопротивления. Впервые Ганди выдвигает идею ненасильственного сопротивления произволу в 1906 году (подробно об этом можно почитать на русскоязычном сайте о Ганди). Он ищет название для этого движения и останавливается на предложении младшего сына: «САТЬЯГРАХА», что означает «твёрдость в истине».

Сам Ганди часто обращался к голодовкам как последнему прибежищу, последнему средству борьбы. «Сатьяграха, — говорил он, — это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут, потому что не могут поступить иначе».

Голодовки Ганди почти всегда давали результат. В чём секрет этого? Конечно, в феноменальной личности Махатмы, силе его характера. Молю Бога, чтобы у  голодающих в Астрахани было столько же силы и мужества, веры и терпения. Ниже я привожу некоторые высказывания Ганди о голодовках (источник: сайт о Ганди).

Оружие Сатьяграхи

ГОЛОДОВКА – это мощное оружие в арсенале Сатьяграхи. Но не все могут воспользоваться им. Для этого недостаточно просто физической способности. Голодовка бесполезна без живой веры в Бога. Она никогда не должна быть механистическим усилием или простым ограничением. Она должна идти из самой глубины души. И это большая редкость. (H, 18-3-1939, с. 56)

В чистой голодовке не должно быть места для эгоизма, гнева, недостатка веры или нетерпения… Бесконечное терпение, твёрдая решимость, однонаправленность цели, совершенное спокойствие и полное отсутствие гнева являются абсолютной необходимостью в этом деле. Однако поскольку человек не может развить все эти качества одновременно, то не должен предпринимать голодовку в Сатьяграхе тот, кто не посвятил себя следованию законам ахимсы. (H, 13-10-1940, с. 322)

Голодовка – это жестокое испытание, вовсе не лишённое опасности… Но отказываться от голодовки, когда для неё существуют ясные моральные указания, – это уход от исполнения долга. (H, 28-7-1946, с. 235)

Голодовка и смерть

Голодовка до смерти – это последнее и самое мощное оружие в арсенале Сатьяграхи. Это священно. Но её необходимо принять со всеми её последствиями. Имеет значение не голодовка сама по себе, но то, что она заключает в себе. (H, 18-8-1846, с. 262)

Голодовка и путь Христа

Голодовку нельзя предпринимать механистически. Это мощный, но опасный инструмент, если подходить к ней по-дилетантски. Она требует полного самоочищения, намного большего, чем требуется перед лицом смерти… Одного такого акта совершенной жертвы хватило бы для всего мира. Таковым служит пример Иисуса. (H, 27-10-1946, с. 272)

Последнее прибежище

Я хотел бы отметить один общий принцип. Приверженец Сатьяграхи должен прибегать к голодовке только как к последнему прибежищу и средству спасения, когда все другие средства не дали никаких результатов. В голодовке нет места поддельности. Тот, у кого нет внутренней силы, пусть даже не мечтает о ней, и никогда не должно быть привязанности к успеху.

Но если приверженец Сатьяграхи проводил голодовку из убеждения, он должен придерживаться своей решимости, вне зависимости от того, принесут ли его действия плоды. Это не означает, что голодовка не может или может принести плоды. Тот, кто голодает в ожидании результата, как правило, терпит неудачу. И даже если внешне он не терпит неудачу, то он теряет всю свою внутреннюю радость, которую приносит истинная голодовка… (H, 21-4-1946, с. 93)

И главное

И главное, почему личность Ганди оказывала такое влияние? Потому что целью его жизни было ни много ни мало, а стремление к Истине, следование путями Истины, и вся его жизнь была подчинена только и единственно этой цели. Он всегда стоял за своими словами и делами. «То, к чему я стремлюсь, это быть готовым во всякий миг подчиниться зову Истины, моего Бога».  Читать ещё.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a reply

Name (*)
Mail (will not be published) (*)
URI
Comment