Возвращение Махатмы Ганди

Posted on Пятница, 20 ноября, 2009 at 10:09 дп

Возвращение Махатмы ГандиЧто мы знаем об Индии? Совсем немного. Даже те, кто регулярно бывают в этой стране, часто видят лишь фасад, Индию туристическую, натоптанные западными туристами тропы Ришикеша, Агры, Пуны, Гоа… Множество современных индийских ашрамов с радостью принимают европейцев и учат их йоге, медитации… ведь это востребовано, за это «духовные» туристы готовы платить деньги. Индия представляется такой музыкальной шкатулкой. Вот откроешь её – а там йоги в причудливых позах, факиры и волшебники, могущественные духовные учителя, там непрерывно звучат мантры и слышится аромат благовоний (кстати, именно такое впечатление произвёл на автора этого поста Ришикеш, та его часть, где вдоль Ганга располагаются ашрамы).

Книга Ростислава Рыбакова «Возвращение Махатмы Ганди» рисует другую Индию. Забитый и подавленный народ, нищета миллионов людей, жуткая кастовая система, превращающая в бессловесных рабов тех, кто «неудачно» родился в низшей касте. Это Индия времён возвращения Ганди на родину из Южной Африки, второе десятилетие прошлого века. Однако и до сих пор эта великая страна несёт на себе отпечаток не самых светлых своих традиций.

Описание «неприкасаемых» вызывает дрожь… «Это — дно индийского общества, индусского мира, скверна, нелюди, живущие в грязи и распространяющие грязь вокруг себя — причем не только физическую, но главное внутреннюю, духовную, оскверняющую все вокруг. Само название их не имеет в виду, что их нельзя касаться, это-то само собой разумеется, да и кому в Индии может придти в голову коснуться неприкасаемого! В названии заложен иной смысл — важно, чтобы он, неприкасаемый, вас не коснулся, разумеется, случайно, ведь нарочно ни один из них, если в здравом уме, этого сделать не осмелится, иначе может поплатиться за это жизнью. Пусть, идя по улице, он звонит в колокольчик, тогда все, к кому он приближается, будут знать об исходящей от него опасности осквернения. Пусть он пользуется отдельным колодцем, ведь все предметы, до которых он дотронется, станут нечистыми. Пусть он не смеет сплевывать на улицах, как делают это все остальные, когда жуют листья бетеля, а если ему тоже вздумается пожевать бетель, то пусть носит привязанную под подбородком миску и сплевывает только туда. Пусть он ходит по улицам только в середине дня, но не утром и не вечером, так как в эти часы тень его будет слишком длинной и больше будет опасность, что смрадная тень эта упадет на чистых людей.

Некоторым неприкасаемым было запрещено строить что-либо на земле, и они из поколения в поколение жили, как обезьяны, на деревьях; другим разрешалось работать лишь между полуночью и рассветом, так как они относились к еще более низкому «сословию» — невидимым; были еще и неприближаемые, добывавшие себе пропитание тем, что ставили нищенскую миску на дороге и скрывались в кустах — при появлении путника они начинали громко плакать, не показываясь, однако, на глаза. По крайней мере, они могли надеяться, что сердобольный прохожий бросит издали в их миску что-нибудь съестное. Другим строго-настрого запрещалось готовить пищу на огне (ведь огонь священен!), и они собирали на дорогах лепешки коровьего навоза, выковыривали из них непереварившиеся зерна и из этих зерен толкли холодную кашицу для своих детей. Да и есть-то они имели право только из разбитых тарелок…»

Только зная контекст того времени, можно представить, насколько смелыми и в лучшем смысле этого слова революционными были идеи и дела Ганди, который не просто заявлял о стирании кастовых границ, но и на деле доказывал это, садясь с неприкасаемыми за один стол, кушая с ними из одной посуды и относясь к ним как к совершенно равноправным людям. Он вызывал этим гнев и непонимание многих. Однажды его ашрам оказался полностью без притока хоть каких бы то ни было пожертвований из-за того, что Махатмаджи принял в него семью неприкасаемых. И когда накопленные на содержание ашрама и питание деньги закончились, Ганди заявил, что он со всем ашрамом переезжает в квартал неприкасаемых. И он действительно бы так поступил, но какой-то богатый купец наконец внёс пожертвования, тем самым разорвав финансовую блокаду (автор описывает, как этот купец въехал на территорию ашрама и подал пачку денежных купюр, даже не выходя из машины). Суть того, что делал Ганди, очень сильно перекликается с философией Гуру Нанака…

Борьба за стирание кастовых границ, призыв людей к освобождению от страха, впитанного ими вместе с молоком матери, обращение к их внутренним достоинствам и силе, и при этом потрясающая любовь ко всем творениям Творца, неуклонное следование принципам ненасилия, в том числе и в борьбе за независимость Индии – всё это Махатма Ганди. Кстати, Ганди запрещал называть англичан врагами, запрещал своим последователям начинать деятельность по освобождению Индии до тех пор, пока в их сердце не появится любовь к англичанам как к своим друзьям. Каждое своё действие он тщательно выверял на предмет того, чтобы в нём не было ни намёка на какое-либо насилие.

«Возвращение Махатмы Ганди» стоит прочитать всем поклонникам Индии, чтобы лучше понять эту страну через описание жизни одного из величайших её сынов – Махатмы Ганди.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a reply

Name (*)
Mail (will not be published) (*)
URI
Comment